Логотип УУНиТ

Уфимский университет науки и технологий

История

 

Создание кафедры СЛАТ:

 

Кафедра «Сварочные, литейные и аддитивные технологии» сформирована 15 апреля 2019 г. путем объединения кафедр «Оборудование и технология сварочного производства» и "Машины и технология литейного производства".

Кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор – Медведев Александр Юрьевич.

История кафедры начинается с 1968 года, когда из состава кафедры «Общая технология и металловедение» были выделены две новые кафедры: "Машины и технология обработки металлов давлением" и "Оборудование и технология сварочного производства". В 1981 году из состава кафедры "Материаловедение" отделилась кафедра "Машины и технология литейного производства".

Говоря об истории кафедры нельзя не упомянуть об истории кафедр вошедших в ее состав.

 

История кафедры

"Оборудование и технология сварочного производства".


Кафедра организована в Уфимском авиационном институте Приказом № 125 Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР от 9 марта 1968 г. Кафедра вошла в состав механико-технологического факультета (в настоящее время институт авиационных технологий и материалов). Усилия коллектива кафедры во главе с первым заведующим В.Г. Вербицким были направлены на расширение материальной базы кафедры, совершенствование учебно-методической работы, развертывание научных исследований, проводились научные исследования в содружестве с Институтом электросварки им. Е.О. Патона и авиационными предприятиями города Уфы.

К этому времени сформировался преподавательский костяк коллектива кафедры (кандидаты технических наук Вербицкий В.Г., Груздев Б.Л., Киселев О.С., Козлов В.В., Сергеев Ю.Е.) и оформились научные направления новых исследований: физика дуговых процессов, сварка тонколистовых материалов, автоматизация процессов дуговой сварки, пайки жаропрочных сталей и сплавов. Большую роль в развитии науки на кафедре сыграло тесное сотрудничество с ИЭС им. Патона.

Впоследствии заведующим кафедрой неоднократно избирался доцент Сергеев Ю.Е., под руководством которого плодотворно велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с уфимскими авиационными предприятиями «Гидравлика» и УМПО. Оформился и существовал научно-исследовательский сектор кафедры. На основе выполненных на кафедре исследований были защищены кандидатские диссертации В.Н. Тефановым, В.А. Харитоновым, В.М. Хакимовым.

Новый импульс в работу кафедры привнес д-р техн. наук, профессор В.В. Атрощенко, ставший в 1993 г. заведующим кафедрой. С его приходом началась была открыта новая актуальная для ресурсосбережения специальность «Реновация средств и объектом материального производства в машиностроении». Первый прием на эту специальность состоялся в 1996 г.

В 90-е годы появились новые направления в НИР: профессор кафедры, д-р техн. наук А.Н. Зайцев широко известен у нас и за рубежом как ведущий специалист по прецизионной электрохимической и электроэрозионной обработке. профессор, д-р техн. наук Р.Г. Нигматуллин является автором высокоэффективных противоизносных присадок в смазочные масла. Работы профессора, канд. техн. наук Э.Л. Левина по технологии восстановления изношенных деталей нашли широкое применение и очень актуальны для реновации машин и технологического оборудования.

Подъем авиационной отрасли после десятилетий застоя дал новый толчок развитию отношений кафедры с УМПО. Внедрение «критического» для создания авиадвигателя 5 поколения технологического процесса – линейной сварки трением осуществляет коллектив под руководством доцента, канд. техн. наук. В.М. Бычкова, основу которого составляют работники и недавние выпускники кафедры.

Впервые в России по технологии разработанной кафедрой совместно с ОАО УМПО, пройдя путь от компьютерного моделирования, экспериментальных исследований и конструкторских разработок до опытного производства, изготовлены с применением линейной сварки трением колеса компрессора двигателя нового поколения. Эта работа стала лауреатом конкурса «Авиастроитель года – 2013» в номинации «За создание новой технологии».

 

История кафедры

«Машины и технология литейного производства»


Первым заведующим кафедрой был Султанов Марат Абубакирович (1981 – 1990 гг.).

Первый состав кафедры:

 

1. Галимов Макки Даянович (основатель кафедры).
2. Горюхин Александр Сергеевич, к.т.н., доцент.
3. Мамлеев Рафиль Фаритович к.т.н., доцент.
4. Ганеев Альмир Амирович, д.т.н., профессор.
5. Челушкин Александр Сергеевич, к.т.н., доцент.
6. Пеленейко Зоя Федоровна, методист, учебный мастер.
7. Рамазанова Фирюза, специалист по УМР.
8. Истомин Александр, учебный мастер.

С 1990 по 2000 год кафедру возглавлял генеральный директор ОАО УМПО (1986-1998), действительный член академии транспорта РФ (1993), Заслуженный машиностроитель РБ (1994), к.т.н., профессор Паращенко Владимир Михайлович.

С 2000 по 2009 год кафедру возглавлял д.т.н., профессор Ганеев Альмир Амирович.

С 2009 года по настоящее время кафедру возглавляет управляющий директор ПАО «Кузнецов» Павлинич Сергей Петрович, д.т.н., профессор.

И вот спустя много лет кафедры объединились вновь для подготовки высококвалифицированных кадров по направлению «Машиностроение».

 

Имена заведующих и периоды их работы в этом качестве:

 

1. Султанов Марат Абубакирович 1981 г. - 1990 г.

2. Паращенко Владимир Михайлович 1990 г. -2000 г.

3. Ганеев Альмир Амирович 2000 г. - 2009 г.

4. Павлинич Сергей Петрович 2009 г. -